Блог

Мои мысли о деловой переписке

На работе мы часто обмениваемся письмами с заказчиками, госслужащими, поставщиками. В профессиональной среде любят усложнить текст, а в строительной сфере это обожают! Вместо «строительство жилого дома» здесь предпочтут написать «осуществление деятельности по возведению жилищного помещения».

Почему-то считается, что чем более сложные формулировки мы используем, тем умнее будем казаться в глазах других. С коллегами, конечно, я общаюсь на профессиональном языке, но для заказчиков, СМИ или читателей блога я стараюсь упрощать тексты и призываю делать это и сотрудников. Профессионализм и опыт лучше показывать не дешевыми понтами, а понятными отчетами, трезвыми рассуждениями и качественными работами.

Ещё одна тема, которая меня триггерит: искренность в общении и переписке. Один из наших заказчиков решил сэкономить и подключил юристов, которые в переписке пытаются убедить меня, что они не должны платить за определённые работы. Каждое их письмо начинается с «Уважаемый Александр Сергеевич» и заканчивается фразой «С Уважением, …». Это «уважение» в тексте выглядит лицемерно и даёт обратный эффект. Если бы партнёр меня уважал, он бы просто заплатил по договору.

Несмотря на ГОСТы оформления деловых писем, я прошу свою команду также быть искренними с нашими партнёрами:

Если вы чувствуете благодарность к человеку, то даже в деловом письме напишите «Спасибо вам за оперативное содействие, мне это очень помогло».

Если же вы понимаете, что вам откровенно ставят палки в колёса или вы пока не чувствуете благодарности, не стоит рассыпаться комплиментах. Отсутствие слова «Уважаемый» в письме никак не говорит о вашем высокомерии или плохом отношении.

Может быть моё нововведение идёт вразрез с общепринятыми правилами старших поколений, но, в конце-концов, мы сами уже становимся этим «старшим поколением» и все мы легко выкупаем подхалимство или лицемерие.